Огромные возможности для рынка коммерческой недвижимости Юга выявили на круглом столе в Интерфаксе
23 марта 2016 года в пресс-центре информационного агентства Интерфакс-Юг г. Краснодара состоялся круглый стол «Развитие коммерческой недвижимости Юга», посвященный предстоящему Южному форуму коммерческой недвижимости Forum SCP, который запланирован 15-16 апреля 2016 в г. Сочи.
Докладчиками выступили действующие предприниматели и активные общественные деятели Юга, всего приняло участие 79 представителей компаний, работающих на рынке коммерческой недвижимости. Присутствовали представители СМИ, телеканал Кубань 24 осуществлял съемку.
Пампура Жанна Викторовна – коммерческий директор «Интерфакс-Юг», дала старт круглому столу следующими словами: «На рынке коммерческой недвижимости Юга ежемесячно происходят сделки на миллиарды рублей, конечно последний год активность снизилась, но значимость этого для макрорегиона огромна. Тысячи компаний и сотни тысяч рабочих мест зависят от дальнейших тенденций развития этого сектора экономики – от ставок аренды офисных и торговых помещений, до отношения банков к залогам и маркетинговых планов крупных международных управляющий компаний, планирующих развивать и строить отели у нас на побережье. Мы считаем, что этот рынок информационно обделен – не хватает качественного анализа, маркетинговые исследования практически отсутствуют, результаты работы большинства крупных объектов коммерческой недвижимости не освещаются, для этого наше агентство стало информационным партнером Южного форума коммерческой недвижимости Forum SCP, чтобы обратить внимание общественности и профессионалов на огромный потенциал развития рынка. В нем заложены десятки процентов роста, что обеспечит серьезнейшие дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, что так актуально всем нам сегодня, когда на счету у государства каждый рубль. Мы сегодня начнем заполнять этот серьезный пробел и развитие повестки дня на рынке коммерческой недвижимости Юга дальше зависит от Вас.»
Самков Юрий Леонидович — руководитель оргкомитета Южного Форума Коммерческой Недвижимости Forum-SCP, открыл дискуссию следующими словами:
Предпосылками создания форума явились многочисленные обращения бизнесменов, с предложениями собраться и обсудить новую, но очень актуальную на сегодняшний день, тему состояния рынка коммерческой недвижимости Юга России.
В нынешней не простой ситуации практически у всех участников возникают вопросы «Что делать?», «Какие действия предпринять? Или ничего не предпринимать, а просто ждать?».
Рынок коммерческой недвижимости – является системообразующим для многих отраслей бизнеса. От него зависит будущее торговли, туризма, транспортно-логистической инфраструктуры, и конечно финансовой сферы.
К примеру, на сегодняшний день, банки являются основными держателями объектов коммерческой недвижимости, и стали ими по неволе. Как для любого собственника, сегодня для них стоит основная задача – как превратить эти активы в прибыльные предприятия. Они ищут на рынке новые управляющие возможности и силы.
Тенденции таковы – рынку нужны десятки эффективных управляющих компаний, а им в свою очередь сотни профессиональных и ответственных поставщиков товаров и услуг. И в ближайшее время они, конечно же, возникнут. Может быть какие-то и есть, но о них почти никто не знает.
Цель создания форума – найти, представить и познакомить друг с другом, всех, кто имеет отношение к рынку Коммерческой Недвижимости Юга России.
Греднев Илья Борисович – куратор Южного форума коммерческой недвижимости Forum SCP, в начале и в конце мероприятия проговорил: «Рынок коммерческой недвижимости переходит из стадии хаотичного рождения в нормальную конкурентную борьбу, и больше не будет ни у кого ощущения, что достаточно просто построить коробку торгового или бизнес-центра и она начнет стабильно приносить прибыль владельцам. Ближайшие годы предстоит создание полноценных брендов и качественной отстройки от конкурентов для огромного количества объектов – отелей, торговых центров, бизнес-центров, как это уже давно произошло на рынках FMCG, HoReCa наших столиц. Это станет толчком для создания новых и развития уже работающих на рынке подрядчиков, аутсорсинговых компаний.»
Андрей Владимирович Лотник – руководитель «Шоу-Театр Лотос», поделился своим 24-летним опытом по проведению event-мероприятий: его особенно сильно расстраивает, что последние годы его театр выполняет огромное количество заказов, до 8 в день, от заказчиков, владельцев крупных объектов коммерческой недвижимости. Большинство из них предполагают, что организованное им развлекательное мероприятие как-то повлияет на привлекательность торгового или бизнес центра, для потенциальных арендаторов, но к сожалению практически все выполняемые им заказы формируются без должной подготовки, не рассчитаны на целевую аудиторию, и не создают положительного эффекта для заказчиков. На взгляд Андрея Владимировича, можно существенно сэкономить бюджеты всех торговых центров Юга, при целенаправленном позиционировании самого центра на определенную аудиторию и реализации мероприятий, например, только для женщин.
Назаров Дмитрий Юрьевич – учредитель сервисной компании «Дом Сервис», так как сам является собственником ряда объектов коммерческой недвижимости, давно думает, как выделиться среди конкурентов, предложил ввести новый стандарт для всех отелей, ресторанов, бизнес-центров по наличию качественной очистки воды. Он предложил ставить знак на дверях, как принято сейчас выделять зону бесплатного Wi-Fi или приема банковских карт. Таким образом, это позволит существенно улучшить позиционирование для взыскательных потребителей и даст шанс дополнительного заработка многим. Огромное количество людей уже давно озабочены не только вопросом: «Какую воду мы пьем из водопроводного крана?», Но и: «Из какой воды состоит мой чай, суп?» А это следующий эволюционный шаг в конкурентной борьбе за клиента, который уже происходит на наших глазах.
По мнению Шуваловой Елены, общественного деятеля и генерального директора «Агентства коммуникаций « R-класс» на рынок коммерческой недвижимости может повлиять изменение стратегии развития города. Она предложила собственникам объектов коммерческой недвижимости и управляющим компаниям объединяться в союзы и ассоциации и влиять на стратегию развития города, выходить с инициативами и создавать городские события. Например, девелоперы, объединившись в Ассоциацию и договорившись о повышении качества жилья и создании качественных общественных зеленых пространств, могут влиять на миграционную политику. Торгово-развлекательные центры объединившись, могут создавать яркие летние события, например, «Сарафанные дни в Краснодаре — распродажа летних коллекций» и продвигать их на федеральном уровне. Краснодар вполне может претендовать на звание шопинг центра страны. Она также рассказала о Программе «1+1 Краснодар туристический» основной идеей которой является создание привлекательных условий для транзитных туристов. Согласно этой программе календарь ярких городских событий должен быть разработан так, чтобы у туристов появилось желание по пути на море, и на обратном пути непременно остановиться в Краснодаре хоть на денек. Сделать покупки, ведь не зря мы занимаем первое место в РФ по количеству качественных торговых площадей, погулять по городу, воспользоваться нашими медицинским услугами. Таким образом, «низкий сезон» и в гостинцах города и снижение оборотов в ТРЦ можно скорректировать. Более шести миллионов автотуристов приезжают на курорты Краснодарского края каждый год и если создать для них привлекательные события, условия, услуги и маршруты, они могут стать нашими гостями и помочь развиваться и расти предпринимателям города, работающим в сфере коммерческой недвижимости. Конечно же, для этого в городе должны появятся еще и водные объекты, пригодные для купания и отдыха, велосипедные и пешеходные туристические маршруты, привлекательные зеленые общественные парки разной направленности. И над этими вопросами нужно работать всем сообща: и власти, и горожанам, и бизнесу, и профессиональным сообществам.
Бобрий Петр Петрович – президент Некоммерческого партнерства «АТИКК», развеял иллюзию всех, что в этом, 2016 году, туристический сектор Юга перейдет на качественно новый уровень, благодаря огромному потоку внутренних туристов. «Этого не произойдет, так как уровень менеджмента не позволит огромную выручку трансформировать в инвестиции в сервис, менеджмент, техническое переоснащение. Деньги пройдут сквозь пальцы, как вода через песок, потому что на рынке нет критического количества грамотных управляющих в туристическом секторе, и что еще грустнее, на рынке нет запроса на повышение качества менеджмента!»
Салеева Татьяна Васильевна — Начальник отдела в управлении, Отдел экономики и прогнозирования в управлении экономики и информационного сопровождения, Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, поддержала первоначальный посыл коммерческого директора «Интерфакс-Юг» Жанны Викторовны и Петра Петровича, что действительно информационная составляющая туристических предложений на Юге желает быть лучше, так как лично ей приходиться постоянно рассказывать о разных возможностях в крае, о которых пока мало кто знает, а менеджмент объектов туристической инфраструктуры однозначно нужно учить и развивать разные предложения, с целью улучшения сервиса.
Логачев Роман Александрович – руководитель управляющей компании «RDC», поделился своими наблюдениями за ситуацией на рынке: «Сегодня в Краснодаре не хватает офисов площадью 10-12 м кв., бывают даже запросы на 5 м кв., при этом бизнес-центры предлагают в основном от 100 м. кв., поэтому и стоят полупустые. Нормальную парковку для клиентов и посетителей могут предложить единицы. А про стандартизацию услуг в этом секторе коммерческой недвижимости вообще рано говорить, так как даже на В класс, ни один бизнес-центр города пока претендовать не может. Собственникам достаточно просто улучшить качество предложения и возможности для заработка у многих возрастут в разы!»
Веселов Роман – соучредитель «Red City Media», на вопрос модератора: «А у Вас какие есть сложности работы на рынке?» Ответил просто: «У нас все хорошо, мы завалены работой! Мы рады такому положению дел на рынке.»
Шадрина Ольга Владимировна – учредитель и директор НП Ассоциации Дошкольных Организаций Краснодарского Края (НП АДОКК), учредитель ЧДОУ ДС «Счастливое детство», предложила всем участникам круглого стола рассмотреть вопрос предоставления помещений по сниженным ставкам в долгосрочную аренду, в полупустующих торговых и бизнес-центрах, для организации детских кружков и других дошкольных центров, на что получила сразу положительный отклик от нескольких присутствующих.
Лапшина Елена – руководитель направления компании «Каян», по работе с коммерческой недвижимостью, поделилась своим ежедневным опытом, в том что, к ней постоянно обращаются собственники помещений, кто год-два не могут сдать свои помещения, но на вопросы о том, почему же на стадии проектирования не пришли посоветоваться, практически все говорят о замечательном всепоглощающем спросе который был несколько лет назад. По мнению Елены, до большинства собственников только начинает доходить мысль, что нужно что-то менять с предложением, чтобы действительно зарабатывать от владения зданиями.
Анна Легенда – директор компании «Legenda Media», соорганизатора круглого стола, считает, что качественный маркетинг и точное позиционирование любых объектов коммерческой недвижимости позволят в очень сжатые сроки превратить в пользующиеся спросом офисы, торговые метры. Это возможно достаточно просто сегодня сделать, благодаря практически пустому рынку, а нишевых предложений можно создать десятки.
Долгова Ирина Петровна – управляющий партнер группы компаний «КейтерингБюро», регулярно обеспечивающие подобные мероприятия сервисным сопровождением, считает, что практически для всех руководителей сейчас стоит вопрос: «Что прежняя модель работы на рынке коммерческой недвижимости уже не работает, но кто и как покажет, что приносит по настоящему хороший заработок?» Ирина Петровна, постоянно участвует в таких дискуссиях и отлично понимает, что бизнес сообщество готово к переменам на рынке коммерческой недвижимости Юга.
Формальная часть круглого стола перешла в активное индивидуальное общение и продолжалась несколько часов.
Пресс-служба оргкомитета Южного форума коммерческой недвижимости Forum SCP
Публикации СМИ о круглом столе «Развитие коммерческой недвижимости Юга»:
http://interfax-russia.ru/South/print.asp?id=710642&type=report
http://kubantv.ru/pr-news/v-krasnodare-obsudili-razvitie-kommercheskoi-nedvizhimosti-iuga/
http://novostroi-ki.ru/news/company/ogromnye-vozmozhnosti-dlya-rynka-kommercheskoy-nedvizhimosti-yuga-vyyavili-na-kruglom-stole-v-intref/
http://komrent.ru/about/news/news_60.html
http://yugtimes.com/events/region/15299/
http://www.parusinc.ru/novosti-otrasli/1531/
http://yasnonews.ru/news/ekonomika/iz_stadii_khaotichnogo_rozhdeniya_v_stadiyu_borby_eksperty_o_rynke_kommercheskoy_nedvizhimosti_yuga/
http://ardexpert.ru/article/6053
Фотоотчет (дополнительный отчет на странице сайте Legenda Media):